Музыка как медитация

osho-rajneesh1

 

Я долго пыталась разгадать секрет того безграничного счастья, которое было со мной в Ошо. Медитация? Да, пожалуй. Правильное отношение к вещам, к жизни, к проблемам и конфликтам? И это да, как следствие медитации. Но есть еще одна неотъемлемая часть мира Ошо, которая подарила мне настоящее счастье и исполнение моей мечты. 

Музыка занимает в моей жизни одно из главных мест. Она находит меня всегда, и каждый раз я понимаю, что именно она даёт мне силы, вдохновение и желание творить, жить и радоваться жизни. Услышанная утром песня часто задаёт настроение на весь день. А после тяжелого дня несколько минут или часов, в забытьи проведенных за синтезатором, дают то самое незабываемое ощущение радости жизни и счастья. Очевидно, что Музыка нашла меня и в Ошо.

Артист

Как я говорила, для участия в Программе Работа как Медитация в первую очередь нужно заполнить анкету на сайте Ошо (кстати, ссылка здесь). Помимо основной информации нужно было и можно было указать свои артистические навыки: рисование, пение, театр…  Рисование, наверное, всё-таки не моя стихия, но я ведь могу и хочу петь! В итоге получилось так:

IMG_3492

Конечно, я мечтала о том, чтобы применить этот «навык» в своей работе в Ошо, но пока не представляла, каким образом это можно будет сделать.

Дайте волю своим желаниям и не стесняйтесь мечтать – оно найдёт вас само.

Приехав на программу, в первые дни я просто расслаблялась и отдыхала, потом начала работать Welcome Center (об этом опыте здесь) и продолжила в Мультиверситете (тут).

В те же самые первые дни у меня было несколько встреч перед началом программы.

Во-первых, с моим коучем, которая отвечала за прохождение мной программы, а во-вторых, с координатором программ Живя Внутри, которая в дополнение к анкете поинтересовалась, что там у меня за таланты и чем я в принципе могу быть полезна. Конечно же, я сказала: Wanna sing! Я хочу петь. Кажется, я повторила это несколько раз, чтобы убедиться, что она меня поняла и услышала. Она меня поняла, услышала и свела меня с человеком в команде по организации мероприятий (Events), который, в свою очередь, дал мне контакты некой дамы — музыкального координатора. Музыкальный координатор позвонила мне в тот же день — тогда я стояла за стойкой Welcome Center — и через несколько часов была у моей стойки.

- Ну что ж, Шанти, значит, ты хочешь петь?

- Ага!

- Ну спой тогда.

- Прямо здесь?..

-Да, прямо здесь. Спой то, что хочешь.

Угадайте, что я спела? ..

dream-a-little-dream-of-me-wall-sticker-decals-879-p

Да, так посетители Welcome Center услышали «Stars shining bright above me…» в исполнении стоявшей за его стойкой сотрудницы :)

К слову, некоторое время спустя я стала свидетелем подобной же сцены, когда одна из посетительниц Курорта подошла уже к стойке Мультиверситета и вызывающе сообщила мне, что тоже хочет петь. Та самая дама-музыкальный координатор подошла к стойке и попросила её спеть. Девушка застеснялась и занервничала, на что ответ был: «Если ты не можешь петь здесь, значит, ты не можешь петь с нами.»  Грубовато, обидно, но, как мне показалось, справедливо. Мне это очень запомнилось

Чтобы петь на сцене, нужно иметь смелость спеть там, где тебя об этом неожиданно попросят

Так я стала частью музыкальной группы Ошо и попала в святая святых музыки Ошо, музыкальное сердце Курорта, моё любимейшее место в Ошо, расставаться с которым было больнее всего – Osho Insitute of Music Celebration, или просто музыкальную комнату, где проходили наши репетиционные будни и одни их самых счастливых моментов в Ошо для меня. Так музыка стала частью моей работы на Курорте.

Уплывающая работа

change

Здесь я хотела бы объяснить еще одну особенность работы в Ошо. Когда я читала описание программы и искала виды работы. которые там могут быть предложены, почему-то очень запомнился пример про приготовление капучино :) Так вот, капучино я так и не научилась готовить. И вот почему.

Как я выяснила на месте, помимо основной работы (6 часов) – в Welcome Center, Мультиверситете или в каком-либо другом подразделении Курорта, а также помимо двухчасового обязательного ничегонеделания (забавно, но об этом отдельно!), есть также так называемая Floating Job, или «Плавающая» работа. Это дополнительная работа, и она обязательна для всех. Такая Плавающая работа может заключаться в обслуживании посетителей за барной стойкой на вечерних мероприятиях, помощи при проведении медитаций (или их непосредственном проведении), дежурстве на центральных воротах (которое начиналось в 7 утра), дежурстве по бассейну (вот уж действительно работа «Плавающая») и иных функциях, связанных с работой Курорта.

Музыка не была и не могла считаться основной работой. Основной работой для меня стал Мультиверситет. Но поскольку музыка предполагала репетиции с группой, а также еженедельные выступления, она стала привилегией, которая позволила мне быть свободной от вечернего приготовления мохито и зевания на воротах ранним утром :) Музыка стала моей Плавающей работой, в которую я с радостью окунулась. Репетиции, выступления — но этим всё не ограничилось…

Посвящение в санньясу

В первую же неделю, как только я присоединилась к группе, мне дали тексты и аккорды песен для изучения и репетиций. Мне объяснили, что каждую пятницу проходит праздник принятия в санньясу (Sannyas celebration)– нет, это не какое-то священное действо с бубнением мантр и надеванием бус на шею. Это концерт с живой музыкой, под которую люди, желающие стать санньясинами, то есть последователями Ошо, посредством несложного обряда принимают новое имя и ответственность за свою жизнь. Сначала играет медленная, нежная и трогательная композиция, а затем следуют быстрые танцевальные мелодии и начинается полный расколбас :)

1013267_10151752797709000_2465454_n

По поводу санньясы я слышала много мнений и вопросов. Гугл пугает переводом этого слова как «отречение». Но не стоит пугаться, всё намного проще и приземлённее. Я бы сказала так:

Человек, принимающий саньясу, как бы говорит себе, что с этого момента он сам ответственен за все, что происходит в его жизни. Он сам — причина и следствие всех явлений и событий, которые с ним случаются. То есть — это как, вдруг, повзрослеть, и начать с новой, взрослой, осознанной позиции жить свою жизнь. Это, конечно же, совсем не значит, что теперь нельзя веселиться как ребенку.  А имя, полученное в саньясе — это как wake-up call. То есть каждый раз, когда тебя называют твоим новым именем — это как пробуждающий звоночек. Пробуждающий к осознанности, к свидетельствованию, ко все тем самым важным для медитатора вещам, о которых говорил Ошо.

К слову, я приняла санньясу во время моего первого участия в концерте. Это был один из самых волнительных и счастливых моментов моей жизни! После пары исполненных песен — моё имя назвали, я села в круг, послушала посвященные мне слова, улыбнулась … и «проснулась» с именем Шанти. А потом снова вышла на сцену и продолжила петь :)

1173606_10151752797009000_558614587_n

На мой взгляд, одним из главных в этом посвящении является музыка. Исполненная от души и с той искренней радостью и восторгом, которое и даёт начало новой жизни. Я слышала мнение, что музыку можно и даже лучше ставить на концерте и в записи (что и делается при отсутствии живых музыкантов), чтобы не отвлекалось внимание от самого посвящения. Но я всё же считаю, что слова, обращенные в такой момент в живом исполнении, несут особый смысл и особую энергетику. Я никогда не забуду лица людей, которые принимали санньясу под моё исполнение. Многие затем подходили и искренне, даже без слов выражали ту благодарность, которую можно понять только сердцем.

Что за музыка? – Нет, это не мантры, точнее, не только мантры, хотя их на хинди мне тоже приходилось учить и петь. В большей степени это специально написанные музыкантами для Ошо песни с несложными аккордами и текстами, наполненными жизнью, радостью, медитацией, призывом к осознанности и пробуждению и часто повторяющие знаменитые выражения из его речей.

Home is where the heart is – дом, там где сердце. The finger pointing to the moon is not the moon – не дословно, но: если палец указывает на Луну, только дурак смотрит на палец :) Right here right now it’s the only moment… – прямо здесь и сейчас, это и есть тот самый миг.

Да, для меня это и был тот самый миг. Миг, когда начали сбываться мои мечты…

Кажется, что так не бывает. Кажется, что я когда-то именно об этом и мечтала. В три часа репетиция, подготовка к новому концерту, по этой причине можно раньше уходить с работы:) Потом Кундалини. По дороге к себе — имбирный чай и неожиданный саундчек прямо на площади…

Когда-то еще в Москве я перестала любить пятницы. Хотя нет, даже не просто перестала любить, а стала ненавидеть и бояться их. Видимо, в какую-то из пятниц меня сильно обидели и во мне поселился этот страх:) Но там я стала обожать именно этот день недели, потому что с 10 утра по пятницам у нас была генеральная репетиция, а вечером тот самый главный концерт. Каждого музыкального события я ждала с нетерпением.

Репетиции проходили два-три раза в неделю, в рабочее время, и на них безоговорочно отпускали с основной работы. Мы согласовывали время и собирались в музыкальной комнате, где сначала выбирали и разучивали песни к следующему концерту. Первый месяц все они были для меня новыми и приходилось много учить, запоминать и схватывать на лету. Не зная нот, я всё же учила мелодии с листа или с записанных на айфон репетиций … Но всё, абсолютно всё это было в радость. Даже когда были конфликты между музыкантами (что скрывать, были), даже когда не получалось или когда было страшно. Всё было настолько в удовольствие, что я вряд ли назвала бы это тем тяжелым словом «работа».

154339_130605910334191_110678838993565_183931_2636551_n

При отъезде я аккуратно собрала все листы с аккордами и текстами выученных песен. Дома, с трепетом достав их из чемодана, я разобрала их и разложила по файлам в большую красную папку, которая заняла почетное место на подставке моего синтезатора. В первый же день по приезду я вспомнила, как работает это незаслуженно покинутое дома музыкальное устройство, освоила аккорды и сыграла почти все любимые песни, осознав, как легко даётся эта музыка и какое удовольствие и спокойствие она приносит.  Эта папка до сих пор – моё спасение и моя почти ежедневная медитация перед синтезатором :)

Уже потом я обнаружила в Интернете кладезь информации – каталог с песнями Ошо (по этой ссылке), где я частенько сверяюсь с аккордами и нахожу записи некоторых песен.

У меня много, очень много любимых песен и здесь, пожалуй, я размещу вот эту:

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

Истории музыканта, написавшего и исполнившего эту песню, и его любви с другой прекрасной исполнительницей из мира Ошо мне хочется посвятить отдельный материал.

Помимо участия в пятничных концертах, в мою «Уплывающую» работу входило еще пару музыкальных обязанностей. Обе выполнялись во время вечерней медитации – тех самых двух часов  «ничегонеделания», которые могут показаться легкой работой, но на деле именно они для меня сначала показались тем бременем, которое я готова была назвать «работой».

Барабанная дробь…

evening-meeting (1)

Вечерняя медитации, как почти любая Ошо медитация, представляет собой последовательность стадий, которые проходят под музыку. Начинается она с танцев под «высокоэнергичную» музыку и переходит в стадию тихой медитации, где музыка, но уже спокойная чередуется с тишиной.

В определенный момент тишина прерывается тремя гулкими ударами барабана, под которые медитирующие пробуждаются и наступает следующая стадия медитации под запись видео Ошо… В первые же дни я по звуку догадалась, что барабанные удары звучат не в записи, а вживую, и кто-то определенно должен бить в него в этот момент в зале…

Спустя пару недель я увидела свое имя в списке «Плавающих» работников напротив слова «барабан». Мне сразу всё стало ясно :)

01-bass-drum

У меня было три тренинга по битью в барабан :) Если вы думаете, что это просто – давайте попробуем представить…

Тишина. Третья после музыки. Отсчитать. Свет гаснет. Пора. Тихонько, неслышно, в носочках, подойти к пульту. Впервые вся аудитория как на ладони. Потрясающе. Звенящая тишина — именно так! Около сотни людей в белом — в медитации. Знак рукой из-за пульта, еле заметный — да, Шанти, иди. Волнение через край. Аккуратно поднять барабан, за веревочку, взять молоточек и со всей силы, из самой глубины….Удар. Огромная Пирамида резонирует. Звук рассеивается. Досчитать до четырех. Второй удар. Еще сильнее. Четыре секунды. Третий получился мягче. Все. Аккуратно взять барабан и отнести его к пульту. Все разбужены. Аккуратно вернуться на свое место, сесть и присоединиться к созерцанию разговора на экране.

Вставать и передвигаться нужно неслышно. Все три удара должны быть одинаковыми. Промежутки между ударами также требовались строго равными по времени. Сила удара – такова, чтобы не оглушить, но и создать некий сильный удар-пробуждение внутри каждого… Я совершенствовала удары и с течением времени довела их до нужного уровня.

Это был особый вечерний опыт и особая обязанность, которая сначала немного волновала, но потом стала одной из любимых. Два раза в неделю, среда и четверг. Пятницу я изначально оставила для возможности…кхм… как бы это сказать, прогула медитации (вообще-то это не разрешалось), чтобы отдохнуть перед концертом, но вскоре даже мои пятницы оказались заняты еще одной  музыкальной обязанностью на вечерней медитации.

Микс

Помните, там в анкете, я указывала, что пою? И в этой самой анкете были еще были навыки DJ и music-mixing. Вот их я не указывала. Потому что не умела. Но когда в связи с отъездом сотрудников понадобился человек для настройки и микширования музыки на вечерней медитации, выбор пал на меня. Ты же музыкант, ты чувствуешь музыку, а пользоваться пультом и айпадом мы тебя научим! Всё просто!

Это то, что пугало и будоражило одновременно. Раньше, на концертах я смотрела на звукорежиссеров, стоящих за этим прекрасным мигающим агрегатом, и искренне восхищалась их работой. Мне казалось, они творили чудеса этими рычажками, кнопочками и своим слухом, и мне было неведомо, как это вообще можно почувствовать и отрегулировать. Я испытывала восторг перед пультом (и до сих пор испытываю!), но когда я встала перед ним с мыслью, что скоро мне нужно будет всем этим управлять в одиночестве, коленки под моей белой робой подкосились от страха…

slideshow01

Я прошла около пяти или шести тренингов по пользованию айпадом и пультом, я старательно записывала все шаги, названия кнопочек и шаги в программе, я сознательно где-то отключала голову и старалась слушать, чувствовать, и главное – наслаждаться этим.

Мне достался гениальный тренер, который к тому же говорил на одном со мной языке, да еще и с добавлением крепких словечек, и это сделало процесс обучения легким, приятным, радостным, весёлым и невероятно эффективным.

Он старался показать мне весь кайф этой работы – и именно благодаря ему мне удалось так быстро освоить эту функцию, а потом еще и обучать ей остальных. К моменту своего отъезда я какое-то время полностью отвечала за музыку на вечерней медитации, в том числе за обучение этому новичков, в котором не последнюю роль сыграло чувство юмора и тот задор, с которым мы подходили к данной довольно ответственной и сложной на первый взгляд работе.

Многие сложные вещи решаются простым отношением к ним

Помимо «Плавающей» работы музыка была представлена в моей жизни на Курорте участием в других не менее интересных событиях.

 Музыкальные будни

Каждый вечер команда, ответственная за мероприятия, устраивала различные шоу, в которых мне выпадала честь участвовать. На Джазовом вечере я исполняла свои любимые джазовые стандарты, на Вечере романтики я в качестве сюрприза для влюбленных вышла к микрофону (который сначала, по задумке, никто не заметил) и спела про любовь, на других концертах живой музыки я пела то, что предлагали музыканты. Я не упускала возможности петь.

IMG_4050

На сцене я оживаю. И становлюсь по-настоящему счастливой.

Ребята устраивали шоу Mеditators Got Talent – аналог конкурса «Народный артист» или, скорее, «Минута славы». Одно из таких шоу состоялось в первые дни моего пребывания на Курорте — я исполнила «Ты на свете есть»  и один из любимых джазовых стандартов, а во втором шоу я даже дебютировала в качестве ведущей, умудрившись подготовить его с напарником за несколько часов до начала.

Надо ли говорить, что в первый же мой день на Курорте был вечер караоке, на котором я, несмотря на свою усталость и некоторую потерянность на Курорте – вышла к микрофону и спела с ребятами какие-то русские песни? Кажется, я что-то пела сольно, но уже не помню, всё-таки волнение кружило голову :) Вечера караоке были еще пару раз и, если честно, я, кажется, не пропустила ни одного :)

drum-goa

Не могу не упомянуть также экспромта уже за пределами Курорта – Creative drumming night, что я бы перевела как Вечер барабанного креатива, который мы устроили на квартире одного из друзей. Попивая сангрию из дешевого индийского красного, заедая наспех заказанной пиццей и пастой из соседнего ресторана, мы использовали всё, что попадалось под руки и из чего можно было извлекать звуки и устроили настоящий бамбуково-кастрюльно-древесный джем сейшн – на радость соседям – с исполнением нескольких джазовых композиций под айфон в перерывах. Полнейший балдёж и креатив. До сих пор улыбаюсь каждый раз, прослушивая в диктофоне записи с этой сумасшедшей вечеринки :)

Музыка была везде, почти в каждом дне… и она до сих пор со мной. Я еще не раз вернусь к этой теме здесь.

В предпоследний день пребывания на Курорте, после одного из шоу, мы пошли в музыкальную комнату отнести гитару. Я зашла в неё и поток мыслей в голове остановился… Я осознала, насколько родным и особенным стало это место для меня. Эта комната дала начало многому в моей жизни. Она навсегда останется в моём сердце как место, где я реализовала свою давнюю мечту и впервые почувствовала в себе счастье и восторг музыканта.

music room

И то, что сделало мне счастливой впервые, первая песня, в которой зазвучал мой голос:

Oh how wonderful, how beautiful

This is so good and it’s true

This is what I’ve been waiting for all of my life, 

This is what I’ve been longing for all of my life…

А что делает счастливыми вас?

С любовью к миру Музыки, Ошо и всем причастным,

Шанти

 

 




 Понравилась статья? Подпишитесь на обновления

 

Ваш e-mail: * Ваше имя: *  




Комментировать Вконтакте


Комментировать в Facebook

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

 

Подписаться на рассылку
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *