Мой Непал — почувствовать и понять

- Спасибо, но в хлеву я жить не буду. Какие еще есть варианты? — Дормиторий. На восемь человек. Он пока полностью свободен, но как только поднимутся еще люди – вам их подселят.

Дормиторий, к слову, чтобы не пугались люди, начавшие гуглить,  это не спальное помещение монахов в католическом монастыре :) Сейчас так называется комната в молодежных хостелах, где сдаются отдельные спальные места. Обычно в дормиториях от 4 до 16 спальных мест, зачастую в виде двухъярусных кроватей.

И вот, на высоте 4 900 метров, когда дыхание перехватывает от недостатка кислорода, когда ближайшие вершины не видно из-за надвигающихся облаков, когда завтра в пять утра – на перевал, а температура воздуха в помещении не сильно отличается от примерно одного градуса снаружи – мне и предстояло это попробовать.

О комфорте на треке, про горячий душ, связь, музыку в горах (wannasing!), а также мой главный, но очень простой вывод – в этом материале.

КОМФОРТ

О нём на время трекинга лучше забыть. И искренне получать от этого удовольствие!

Чем выше, тем хуже условия и тем, как это ни странно – дороже.

Условия в домиках действительно базовые. В комнате из предметов мебели и интерьера – кровать, одеяло и лампочка. Всё. Больше, наверное, ничего и не нужно. Шкафы, полки, душ, умывальник – забудьте, кому это надо?) Розетки в комнатах бывают редко, если нужно что-то заряжать (догадайтесь, что?) – идём в столовую и за 100 рупий (1 доллар) дружно заряжаем. Да, к слову, само проживание в этих хоромах также стоит не больше двух-трех долларов. И — да – это при обязательном условии, что питаетесь вы тоже у них. Пишут, некоторые лоджи дают бесплатное проживание, если вы у них же и питаетесь.

Чем выше мы поднимались, тем, соответственно, было холоднее. Как снаружи, так и внутри (хотя, поняв строение домика, можно легко догадаться, что тепло он сохраняет тоже очень базово). Начиная с третьего дня, спали мы в спальниках (я молилась на свой уютный мешочек, который был рассчитан на минус 35) – отчасти, из-за холода, отчасти – по причине гигиены, постельного белья либо нет, либо весьма сомнительной свежести.

ДУШ

Да, и такое было, где-то до Мананга. После него этот душ превращается в теплое воспоминание. Вообще, в горах есть три вида горячего душа: солнечный (solar shower), газовый (gas shower) и ведро (bucket shower). Любой горячий душ, как правило, за отдельную плату. Всё очень просто.

Газовый – там, где есть шик и комфорт и хозяева гостиницы могут себе это позволить. Это может быть чуть дороже, но уже наверняка. Солнечный душ, как не трудно догадаться, греется от солнца. А это значит, что если день был солнечный – душ будет горячим, а если нет – ждите солнца или мойтесь под холодным. Душ-ведро не пробовала, но тоже очевидно: тебе дают ведро горячей воды и ты идешь с ним плескаться в импровизированную душевую комнату.

По пути на перевал последний раз душ встретился нам в Мананге. В базовом лагере Тиличо, в Як Кхарке, ну и тем более в Хай Кэмпе, самой высокой точке ночлега – о душе даже и не думалось. Может быть, он там был, но было настолько холодно, что его необходимость отпала. В Хай Кэмпе нас вообще ждала феерия.

ДОРМИТОРИЙ

Хай Кэмп (ХК) – это такой лагерь, на высоте 4 900 м, в котором всего один гостевой дом, если это можно так назвать (собственно, Хай Кэмп – это и есть название этого «отеля»), и который является последним пунктом, где можно остановиться перед перевалом.

До ХК мы успешно и не очень тяжело (вопреки всем предостережениям в путеводителях) выйдя из Як Кхарки, поднялись после обеда, не оставшись в Торонг Феди  и чувствуя себя при этом немножко героями. Многие люди за один день только поднимались до ХК и спускались в Торонг Феди, опять же, для акклиматизации. Как мы потом поняли, Оля, которая шла этот участок одна, осталась на ночлег именно в Торонг Феди и была очень довольна! Мы же решили идти дальше и, поднявшись, я сказала, что спускаться уже не хочу :)

Наверное, в моей памяти надолго останется тот момент, когда после очередного отсчета шагов (да-да, на этом подъеме я их тоже считала) я подняла голову и увидела первые домики лагеря. Мне было радостно, светило солышко и горная болезнь почему-то не сильно ощущалась, скорее, была эйфория.

Поскольку некоторые трекеры поднялись в лагерь чуть раньше, а количество комнат в лагере ограничено, нашей первоочередной задачей (точнее, задачей нашего гида) стало найти комнату, а уже затем предаваться эйфории.

Спустя некоторое время гид показал мне комнату…

- Спасибо, но в хлеву я жить не буду. Какие еще есть варианты?

- Дормиторий. Он пока свободен, но он на восемь человек. Как только придут еще люди – вам могут их подселить.

Что-то внутри радостно и хитро взвизгнуло. Я никогда еще не останавливалась в дормиториях и видела их только в передаче «Орёл и решка». И вот, на высоте 4 900 метров, когда дух захватывает от недостатка кислорода, когда ближайшие вершины не видно из-за надвигающихся облаков, когда завтра в пять утра – на перевал, и когда температура воздуха в помещении не сильно отличается от примерно одного градуса снаружи – мне и предстояло это попробовать.

Кинув вещи, я поняла, что наступила пора переодеться. Причем, судя по температуре, переодеться так, чтобы в этом ходить до вечера, спать и уйти завтра на перевал. Для этого нужно было снять с себя всё, надеть самое тёплое термобелье, затем теплые штаны, флис, куртка, шапка, перчатки… Снять с себя всё — в условиях дорма, в отсутствие занавесок и не закрывающейся щеколды (кривые щеколды — это вообще болезнь Непала и, как говорят, Индии — рычажок НИКОГДА не попадает в дырочку, я обрезала себе несколько пальцев в попытках закрыть двери во многих местах, где мы останавливались) — в общем, переодеваться нужно было стремительно и нараспашку.

Мимо дорма начали проходить люди, и мы всё гадали, кто же сегодня будет с нами спать и молились, чтобы это был кто угодно, только не лица мужского пола из соседних с Непалом государств :) Как только я переоделась, в домик завалилась шумная, весёлая компания молодых израильтян — парней и девчонок, которых мы приметили еще на выходе из Як Кхарки, но с которыми дружить особо не хотелось. Никаких предубеждений, просто их было очень много и громко:)

Ребята и девчонки, только что из армии и путешествующие по этому поводу — оказались очень дружелюбными, разрешили нам зарядить телефоны от их переходника на лампочку, легли спать даже раньше, чем мы, не сильно громко храпели, и встали, как и мы, в четыре утра :)

Спали мы полностью одетые, в шапках, перчатках, понятное дело — в куртке и теплых штанах, и в спальном мешке. Сном это, конечно, назвать было сложно. Кислорода не хватало, несмотря на одежду и мешок, всё равно было холодно, мы прислушивались к дыханию друг друга, пытались не обращать внимание на кашель (а кашляли все), перехватывали дыхание, считали пульс и — да — наверное, молились, каждый о своём, но все точно — о том, чтобы проснуться и найти силы перейти заветную высоту.

Наутро, попытавшись поесть, мы вышли к перевалу. После него стало гораздо легче и комфортнее, и Муктинатх уже показался городом с повышенными комфортными условиями, я провела в душе больше часа, забыв и про монастырь и про ужин, и про умопомрачительные виды вокруг — сполна насладившись ими, высушив голову у камина и завернувшись в свою любимую теплую белую жилетку.

Когда после трекинга мы прилетели на 2 дня в Покхару, где на мягком солнышке, фруктах и разнообразии еды, комфортных кроватях и главное – на высоте уже 800 метров – мы расслаблялись, ходили на массажи, катались на лодочках по озеру — мы поняли, какую радость могут приносить простые удовольствия.

Но, дабы не лукавить и не упрощать, хочу отметить, что все было бы слишком просто и глупо, если весь кайф от трекинга ощущался по прибытию в Покхару в комфортные условия. Нет, нет и еще раз нет.

Даже в этом дискомфорте был свой кайф. Необъяснимый, странный, но какой-то правильный и настоящий! Что-то есть в походах в туалет с фонариком на лбу, бутылкой минеральной воды и походной кружкой, чтобы почистить зубы :) Что-то есть в этой медитативной дисциплине и переодевании по пути каждые полтора часа, разбирая при этом рюкзак и вспоминая, где ты в последний раз видел дождевик, теплую куртку, шапку и перчатки, когда еще час назад ты шёл в майке и безжалостно палило солнце.

Отдельно – о запахах. Дело в том, что я человек довольно чувствительный к запахам как в еде, так и в других повседневных удовольствиях, а особенно – в путешествиях. Многие вещи я оцениваю именно по запаху: место, ресторан, отель, улицы, да-да, и людей :) С одной стороны, это хорошо — когда тебя окружают приятные ароматы, а если нет…  Непал для меня – это мой любимый дурманящий аромат благовоний, опять же любимый запах соснового леса днем и костра в сумерки, смешанный с запахом, простите, конского навоза на всём пути до вершины:) Чистый горный воздух? Ну да. Но навоза правда много. Пришлось признать, что там, где красота – там часто бывает насрано. Пардон.

СВЯЗЬ

Сейчас много пишут про информационный детокс, Интернет-зависимость и всевозможные способы и инструменты борьбы с ней. Стоит признаться, что такая зависимость у меня есть. И я временно нашла свой способ от неё отдохнуть. Это трекинг :)

Я почти была готова к этому. Мне пришлось смириться с тем, что связь на треке будет ограничена, но, к счастью, трекинг настолько захватил сознание и переключил голову, что постить каждую минуту в сеть или общаться в чатах не хотелось и не было необходимости.

Билайн в Непале не работает. Это факт. Я приобрела сим-карту местного оператора NCell (точнее, услужливый сотрудник отеля в Катманду приобрел ее для меня), оставив по этому поводу даже свои отпечатки на заявлении.

Но с первого же дня трекинга я поняла, что NCell даёт своим абонентам возможность наслаждаться природой без того, чтобы отвлекаться на лишние разговоры и сообщения. Связи не было до самого спуска к Муктинатху.

Единственным для меня грустным моментом было то, что я не могла каждый день писать сообщения домой, хотя бы о том, что со мной все в порядке. Но эти вопросы решались изредка появляющимся Интернетом в лоджах, и только из лагеря на 4 900 м я позвонила на мобильный маме и за 4 доллара радостно сообщила, что мы живы и почти на вершине.

Надо сказать, отсутствие Интернета и работающего телефона хорошо прочищает голову, заставляется оглянуться вокруг и оценить простые радости жизни и общения с реальными людьми в реальном пространстве и, как бы банально это ни прозвучало, но действительно способствует пониманию жизни «здесь и сейчас».

WANNASING

Я была бы не я, если бы, рассказывая о трекинге, не затронула музыкально-вдохновительную тему :)

Несмотря на полное слияние с природой и её звуками, которыми я наслаждалась в первые дни трека, в какой-то момент я всё же воткнула в уши наушники и, надо сказать, не ожидала, что джазовые стандарты так прекрасно сольются с гималайскими пейзажами! In the mood for love, Love me or leave me, Misty – три новых стандарта, которые у меня никак не хватало времени и желания слушать дома, оказались в моей голове вместе с картинками Аннапурн, горными реками, палящим горным солнцем и уходящей вдаль тропой.

А пустыню Мустанга с её сильным ветром и умопомрачительными скалистыми пейзажами я прошла под всю подряд музыку из моего плейлиста, из которого особо запомнилась ранее не замеченная мной песня Better Things группы Massive Attack. Она классная! Моя пустыня.

Как это ни странно, но утром перед перевалом, несмотря на жуткую ночь, я поймала себя на том, что напеваю строки из  любимого джазового стандарта: Heaven I’m in heaven… Но ведь я действительно была почти на небесах.

Как-то, сняв наушники и поняв, что я учу стандарты вслух, я поняла, что гид тоже что-то напевает себе под нос :) Кажется, какие-то местные непальские популярные песни. А спутник почти весь маршрут шёл в наушниках, слушая какую-то вдохновительную музыку, которая, по его словам, помогала ему идти.

Знаете, я специально ничего не писала отдельно о буддизме. Хотя его в горах действительно больше, чем кислорода, и это правда слегка меняет сознание. Заставляет и дышать, и думать по-другому. Просто буддизм в горах у каждого свой.  Мы с буддизмом сталкивались почти ежедневно, но одним из самых ярких впечатлений всё же стала утренняя служба в монастыре в нижнем Писанге на пятый день трека. Не попав на службу в верхнем Писанге вечером и немного расстроившись по этому поводу, утром мы, спустившись в нижний Писанг, неожиданно приобщились к церемонии открытия ступы и благословению от ламы Ринпоче, само собой, с духовным музыкальным сопровождением. Эти голоса и звуки были в нашей голове до конца дня… Послушайте до конца, не пожалеете! ;)

Pisang Buddhist Monastery

Вот такой Wannasing в Гималаях!

ГЛАВНОЕ

Главная истина, вынесенная из трекинга. Она банальна, но пока её не прочувствуешь на себе – ничего не поймешь, и она так и будет истиной из чужой жизни.

По-настоящему измениться и ощутить жизнь можно только приложив усилия и пройдя через испытания.

Идти на трекинг нужно с чистой душой и смелым, открытым сердцем. Именно тогда горы откроются вам, а вы – горам и себе.

Друзья, я раскрыла многое из того, что было на трекинге – но мне так не хочется завершать цикл материалов про Непал! Поэтому следите за обновлениями, будет интересно! А пока пора вернуться к вокальной тематике, в которой тоже назрели интересные события.

Ваш Wannasing-Гималаи

Ссылки на мои предшествующие материалы про Непал: